Начало конца: Илон Маск закрывает Tesla, Уоррен Баффет сливает акции

3 месяца назад
Акции компаний в кризис
Акции компаний в кризис

Два сценария выхода из кризиса 2020. Оптимистичный, когда сразу после снятия карантинных мер бизнес открывается, производство возобновляется, фондовый рынок устанавливает новый максимум и все счастливы. Но если посмотреть на действия бизнеса и крупных инвесторов, складывается впечатление, что они готовятся к худшему варианту, когда финансовый кризис приводит нас к продолжительной рецессии.

Сегодня на конкретных примерах с Илоном Маском и его заводом Tesla, а также с компанией Уоррена Баффета Berkshire Hathaway — посмотрим, что они делают и сделаем выводы. Не исключено, что текущие проблемы — это только начало и фондовый рынок еще сходит на второе дно.

Tesla

Tesla закрывается
Tesla закрывается

Начнем с Илона Маска, который из-за текущих проблем с бизнесом, вызванных по официальной версии карантинными мерами, решили урезать заработную плату и отправить сотрудников в бесплатный отпуск, за ними только сохранится медицинская страховка.

Вообще Илону Маску надо отдать должное, потому что высшее руководство получит -30%, затем идут различного уровня директора с -20%, а для всех остальных снижение зарплаты составит -10%. Казалось бы, вот она забота о сотрудниках, всем бы таких правильных начальников. А то наши в большинстве своем привыкли решать проблему за счет рядовых работяг и затем выписывать себе премию за то, что такой молодец и справился с ситуацией.

Но не такой Илон Маск и хороший, потому что всех сотрудников, которые не отвечают за ключевые задачи и не могут перейти на удаленный режим работы, выставят за дверь без содержания приблизительно до 4 мая.

Фактически это означает то, что Tesla временно закрывает свое главное производство по сборке электрокаров в США, где в хорошее время было 56 000 сотрудников. А сокращение зарплат коснется всех сотрудников компании, даже тех, кто работает в подразделениях компании в других странах.

☝️
И вот тут мы хотим поиграть в теорию заговора, потому что в США фактически нет жесткого карантина и никто не заставляет Илона Маска закрывать завод.

К тому же мы уверены, что кто-кто, а Tesla смогли бы обеспечить своих сотрудников достаточным количеством защитных масок, одноразовых рукавичек и антисептика. Почему тогда закрылись? В нашем понимании они ожидают падение спроса, и поэтому используют тему с карантином для сокращения производства и расходов компании.

И это происходит в США, где бизнесу прощают налоги, дают бесплатные кредиты и раздают пособия по $1 200 на семью. То есть бизнес поддерживают по максимуму, но они все равно предпочитают закрываться, потому что нет смысла выпускать продукцию, если потом ее никто не будет покупать.

Уоррен Баффет

Уоррен Баффет о кризисе
Уоррен Баффет о кризисе

Итак, Уоррен Баффет продал акции двух авиакомпаний, хотя совсем недавно докупал их.

☝️
Покупка Баффета не означает дно на фондовом рынке — это просто банальное усреднение для компенсации потерь из-за обвала акций.

И то, что Уоррен Баффет не выходит из позиции, а усредняется указывает на то, что он верит в авиационную отрасль, ведь фактически у нее нет альтернативы, это самый быстрый, удобный, безопасный хоть и страшный способ путешествовать из одной страны в другую.

Тогда почему холдинг Berkshire Hathaway решился на продажу? Наш ответ точно такой же, потому что не будет спроса. Ведь сейчас оптимисты заявляют, что ФРС заваливает рынки долларами, потом снимается карантин и экономика восстанавливается чудесным образом. Все становится как было и ни о чем ну нужно больше переживать.

Но этого не будет. И мы не собираемся рисовать страшный вариант реальности, в котором люди не смогут справится с текущей напастью, и всем нам придется носить вместо деловых костюмов средства защиты от химической атаки, а производители смартфонов будут встраивать их в противогазы, и видеться с друзьями и родными придется при помощи виртуальной реальности. Мы не хотим ничего подобного, и уверены, что за полгода или максимум год про текущие проблемы забудем как о страшном сне.

Но ущерб экономике уже нанесен. Люди уже закрывают бизнес, не получают зарплату и вынуждены тратить сбережения, если они есть, или брать в долг, если их нет, а кушать все равно хочется. И поэтому как только США и другие страны уберут ограничения на авиаперевозки, люди не кинутся покупать билеты. Они не поедут в отпуск, потому что денег нет, они не поедут в командировку, потому что бизнеса тоже уже нет. А, значит, авиакомпании продолжат нести убытки и их акции упадут еще ниже.

И когда Уоррен Баффет получил отчеты, а как крупный акционер, он получил их в первую очередь, что авиакомпания Delta Air Lines ожидает падение прибыли на 90%, он логично продал акции двух компаний на $390 млн. И вот что у нас получилось на графике:

Акции Delta Air Lines
Акции Delta Air Lines

Сначала Баффет думает, что по данной отрасли дно и покупает примерно 20 марта, дальше приходит анализ по рынку, становится ясно, что падать еще есть куда и он принимает решение избавиться от части ценных бумаг. Вероятно, с прицелом перезайти заново еще ниже. И если отчеты авиакомпаний не врут, то нам еще есть куда упасть.

Заключение

Главный посыл этой статьи в том, что денег у людей нет, цикл «живу от зарплаты до зарплаты» нарушен, и, следовательно, им придется сокращать расходы. Это значит, что спроса не будет и производители начнут сворачивать выпуск продукции, как следствие, им понадобится меньше работников и заработная тоже пойдет вниз. И мы бы не были оптимистично настроены даже в отношении крупных интернет-компаний, таких как Google и Facebook. Несмотря на наличие в их резервах колоссальных сумм на миллиарды долларов, ведь их главный заработок на рекламе, а если никто не будет покупать, то и рекламные бюджеты существенно сократятся.

Поэтому когда мы смотрим сегодня на график акций Tesla, в нашем понимании они должны пойти по пути биткоина и сходить поискать новое дно:

Акции компании Tesla
Акции компании Tesla

И не потому что он ну очень сильно похоже на график биткоина с осени 2017 по осень 2018 годов. Дело не в ценовом пузыре, а в том, что компания итак процветала за счет личности Илона Маска и ожиданий того, что она станет лидером на рынке электрокаров. А вот какой-то бешенной прибыли у них пока не было, и судя по текущим тенденциям на рынке в ближайшее время и не будет.

Акции компаний в кризис 2020 

Не хотим сейчас поднимать тему защитных активов и что покупать кризис, а напомним о том, что биткоин — это уже давное не только спекуляции на биржах, как думает большинство. На самом деле экосистема взаиморасчетов между людьми и бизнесами в криптовалюте существует, отлично работает и в свете текущих событий, когда страны из-за обесценивания национальных валют станут ограничивать уход в доллары. Она станет расти еще активнее, и чем выше принятие, тем больше реальная цена актива.

Читайте также: 

Уоррен Баффет: Оракул из Омахи пророчит кризис? 

COVID-19: Черный лебедь или козел отпущения 

Bridgewater миллиардера Рея Далио: падает или работает по плану?